Праздник пытливого ума ( по итогам ученических чтений «Я – гражданин России, я – гражданин Ноябрьска»)

20 декабря 2018 на базе МБУК «Централизованная библиотечная система» состоялся городской конкурс ученических чтений «Я - гражданин России. Я – гражданин Ноябрьска» среди обучающихся образовательных организаций. Организаторами проведения Конкурса выступили департамент образования Администрации города Ноябрьска и Центр Ювента. На Конкурс было представлено 14 работ из образовательных организаций: МАОУ СОШ № 2 УИИЯ, МБОУ СОШ №3, МБОУ СОШ № 5, МБОУ «СОШ № 6», МБОУ «СОШ № 8», МБОУ «СОШ № 12», МБОУ «Гимназия № 1», МБОУ СОШ № 14, МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский. Конкурс проводился в двух возрастных категориях - 12-14 и 15-17 лет. Ученические чтения направлены на воспитание патриотизма и формирование активной гражданской позиции, привития чувства гордости, уважения и почтения к истории России.

Общая тема Конкурса «2018–й – год объединения национальностей и народов России» включала подтемы: «Мы – великая Россия! Мы – единая страна!» (2018-й – год объединения национальностей и народов России); «Нам силу даёт наша верность Отчизне» (к 25-летию Конституции РФ); «2018 год – год волонтера и добровольца в России»; «Значение творчества Александра Солженицына и его вклад в литературу России» (к 100-летию писателя); «Год футбола».

Творческие работы участников чтений продемонстрировали гражданскую позицию авторов, хорошее владение словом, умение строить развернутое рассуждение в выбранном жанре, грамотность и оригинальность словесного оформления письменной работы. Представляя свои работы, ребята, через презентацию содержания, показали аргументацию позиции автора относительно выбранной темы, глубокое постижение вопроса, раскрываемого в работе, умение защищать свой взгляд на проблему, умение точно и конкретно отвечать на вопросы зрителей и членов жюри. Присутствующие отметили достаточно глубокое изучение выбранных конкурсантами тем. Большинство работ и их защита удовлетворяли всем критериям: соответствовали выбранной тематике, имели конструктивное содержание, отличались последовательной аргументацией, четко выраженной позицией автора. Ребята пытались ответить на вопросы, связанные с творчеством А.И. Солженицына, историей добровольческого движения, историей написания основного закона нашей страны, возникновением праздника «День народного единства».

Члены жюри отметили Моргуна Антона (МБОУ СОШ №14), Валиевой Алсу (МБОУ «Гимназия № 1»), работы этих ребят были посвящены 25-летию Конституции РФ. Авторы представленных работ убедительно доказали, что Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан, и исполнять ее необходимо каждому гражданину России. В этом и выражается гражданственность общества и личности. Но позиция автора не заключалась только в подтверждении основного содержания Конституции. Ребята понимали, что государству нужно еще много сделать, чтобы Конституция стала важным и необходимым документом для всех живущих в России.

Выступление творческой группы 5-б класса МБОУ СОШ № 3, представлявшей практико-ориентированный проект «Я – гражданин России», покорило всех присутствующих своей эмоциональностью. Ребята подготовили театрализованную постановку на тему «Я гражданин России» (к 25-летию Конституции РФ). Ненавязчиво и доходчиво они рассказывали о серьезных и важных вопросах политической жизни страны и роли каждого ее гражданина. Ребята были искренни, эмоциональны, что подкупало членов жюри и зрителей.

Работа Огородника Вадима «Уроки чемпионата» вызвала неподдельный интерес. Вадим рассказал о тех запоминающихся исторических днях, которые мы пережили всей страной, о том, как футбол смог всех объединить. Мы, которые потеряли веру в значимость футбольной игры, сомневающиеся в целесообразности проведения чемпионата в нашей стране, вдруг увидели, как важно сознавать, что от твоей игры зависит престиж страны. И «в едином порыве огромная страна замирала перед телеэкранами, когда играла наша команда». И мир опять увидел «общность русских, российских душ». Так «Россию вновь открыл для себя весь мир, как восьмое чудо света…сгладились многие противоречия», но русская душа осталась загадочной. А нам всем понятно, что не может россиянин «покрыть себя позором пред Родиной, «на миру»». Уроки чемпионата велики: нужно очень любить свою Родину, беречь землю, планету, уважать чужой труд и верить в правильность принятых решений.

Хочется особенно отметить зрителей, их заинтересованность в происходящем на Конкурсе. Они демонстрировали широту кругозора, умение точно формулировать вопросы и давать на них собственные ответы. Киримова Уммусаймат, ученица 5–б класса МБОУ СОШ №3, показала знания тем, поднятых в творческих работах, умело, корректно формулировала и задавала вопросы конкурсантам, показала достаточную сформированность социальной позиции. Вступая в интеллектуальный диалог, спор, слушая другие голоса и мнения в самостоятельно выбранной области, сфере культуры, искусства, получая таким образом информацию о собственном уровне подготовки в выбранном направлении, давая оценку работам и выступающим, участники защиты творческих работ приобретали неоценимый опыт социальной адаптации.

Победители Конкурса отмечены дипломами департамента образования Администрации города Ноябрьска.

Профессионализм и компетентность педагогов образовательных организаций, подготовивших обучающихся к Конкурсу очевиден. Педагоги вместе с учениками проявили творческий подход к выбору темы, отбору содержания, выстраивания логической цепочки аргументов и доказательств, жанровому оформлению творческих работ.

Ученические чтения позволяют активизировать познавательный интерес школьников к прошлому и настоящему нашей страны, округа, города, школы; к судьбам людей, выявлять и поддерживать интеллектуально одаренных детей, формировать ресурс успеха при совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Ученические чтения состоялись. В городе получился праздник, праздник пытливого ума, любознательности, свежих взглядов на устоявшиеся нормы, на явления культуры, науки и молодежной политики. Компетентным людям и зрителям удалось услышать каждого докладчика, дать советы по усовершенствованию как самого исследования, так и знаний, навыков, необходимых для подобной деятельности в школе, дальше в вузе, в самостоятельной работе. Мы надеемся, что новый учебный год привнесет для дискуссий новые темы, новых участников следующих ежегодных городских ученических чтений.