«Учитель и ученик: взаимопонимание - взаимодействие – сотрудничество»

Межличностные отношения и общение играют основную роль в решении задач обучения, воспитания и развития. Образно говоря труд педагога- это общение с детьми на заданную тему. И очевидно, что только в том случае оно достигает хороших результатов, если школьники и педагог находятся в оптимальных для совместной деятельности эмоциональных состояниях.

С целью изучения сформированности ценностно-мотивационной сферы личности, выявления показателей уровня межличностных отношений в системе «учитель - ученик» с 17 ноября по 09 декабря 2017 года в общеобразовательных организациях проведено социологическое исследование на тему «Уровень межличностных отношений в системе «учитель-ученик». В социологическом исследовании приняли участие 190 респондентов мужского и женского пола 5-11 классов общеобразовательных организаций города Ноябрьска.

Результаты исследования показали, что 80% респондентов вполне удовлетворены обучением в школе, 57% - отдают предпочтение общеобразовательным предметам. У 84,5% респондентов не возникало желания оставить обучение в общеобразовательной организации, а путь открытого конфликта с администрацией, педагогами и классным руководителем не одобряют 89% опрошенных. 71% респондентов считают, что в общеобразовательной организации ведётся работа по развитию обучающихся как личности, но наибольшую поддержку в получении образования оказывают родители отметили 53,5% респондента.

В ходе Исследования, обучающимся был задан открытый вопрос (без вариантов ответа) о том, что необходимо предпринять в классе, чтобы устранить конфликтные ситуации. На который были получены следующие ответы:

Между учителем и обучающимися: найти общий язык, понимать учащихся, привить учащимся желание учиться, больше проводить совместных мероприятий, преподносить материал более интересно, ученики должны слушать учителя, ученики должны выполнять домашнее задание, необходимо идти на компромисс, ученики должны серьезнее относится к учебе, уменьшить нагрузку.

Между классным руководителем и обучающимися: проводить больше времени с учащимися, проводить классные часы, выполнять просьбы учащихся, больше времени уделять классу, относиться ко всем ученикам одинаково, ученики должны уважать труд классного руководителя, при спорах чаще вставать на сторону ученика, не навязывать своего мнения ученикам, привлекать родителей;

Между администрацией и обучающимися: ученики должны вести себя хорошо на переменах, соблюдать Устав школы, администрации необходимо чаще присутствовать на уроках, чтоб видеть суть возникающей проблемы.

Сектор ВРиДО