Выборы Губернатора

"Сфокусируем права ребенка на здоровом питании"

Организация Объединенных Наций в 1948 году приняла "Всеобщую декларацию прав человека" в которой отмечалось, что дети имеют право на особую заботу и помощь, а семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства". В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, включающую десять коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. С 1979 по 1989 год разрабатывается Конвенция о правах ребенка, и 20 ноября 1989 года ООН приняла этот документ. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, 61 страна подписала ее. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР, сохраняет обязательства по Конвенции.

Конвенция о правах ребенка - самый универсальный документ о защите прав несовершеннолетних. Главная цель Конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся, по сути дела, к четырем требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. В преамбуле Конвенции подтверждается, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и помощи.

Все законы нашей страны должны, согласно Конституции, соответствовать международным правовым актом, которые были ратифицированы российским государством. Конвенция о правах ребенка, конечно, относится к их числу. Именно на базе этой Конвенции и строится деятельность любого образовательного или детского учреждения.

Любой ребенок, согласно Конвенции, обладает правом на физическое, умственное, а также творческое развитие, правом на уважение, правом на защиту его интересов, правом на здоровое развитие. И именно на дошкольных учреждениях лежит обязанность заниматься всесторонним развитием детей. В этих целях с детьми в садах занимаются разные педагоги. Дети должны в первую очередь чувствовать себя в естественной для них среде.

Наиболее важным правом детей, перечисленном в Конвенции среди прочих, является право ребенка быть здоровым. Наша задача - создавать среду, которая способствует здоровью и здоровому питанию, как одной из важнейших составляющих здоровья.

Выражение «здоровое питание» по-разному понимается в разных странах людьми с разными культурными традициями. Вообще говоря, здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека. В целом под выражением здоровое питание подразумевается совместное воздействие потребляемой нами пищи, нашего состояния здоровья и предпринимаемых нами усилий для улучшения здоровья, как собственного, так и окружающих. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью удовлетворяются потребности нашего организма в питательных веществах.      

         Правильное питание ребенка – это не то же самое, что правильное питание для взрослых. Дети – это не маленькие взрослые, их питание должно быть несколько иным, чем питание взрослых. То чем питается ребенок в детстве, влияет на то, каким его здоровье будет в будущем, ведь основы закладываются именно в детстве.

Конечно же, Конвенция не могла не упомянуть и о таком праве детей, как право на питание. Полноценное питание и его обеспечение выступает наиважнейшим требованием ко всем детским учреждениям. Для развития и укрепления организма дети нуждаются в качественной, насыщенной витаминами и прочими микроэлементами пище. В отношении питания предъявляется требование не только связанное с его достаточностью.

Правильность питательного рациона имеет не меньшую значимость. Детям недопустимо давать просроченные продукты, недоваренную еду или пережаренную. Такие недочеты в питании могут отразиться на здоровье детей. Нарушением права на питание будет помимо прочего являться недостаточные по объему порции. Питание не должно быть однообразным. Но и заставлять ребенка съедать то, что он не любит, тоже не допустимо.

Нормативным актом высшей юридической силы в России является Конституция Российской Федерации. Она определяет основы конституционного строя и правового статуса личности. Права и свободы гражданина составляют основу конституционного строя страны и делают каждого из нас гражданином конкретного государства. Правоспособность гражданина возникает с факта рождения и сопутствует гражданину на всем протяжении его жизни. Правоспособность не зависит от возраста, состояния здоровья, возможности осуществления прав и обязанностей, жизнеспособности человека. Конституция РФ провозгласила о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью:

Статья 17 отражает "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения";

Статья 20 - "каждый имеет право на жизнь";

Статья 21 - "достоинство личности охраняется государством";

Статья 38 - "материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей".

Помимо Конституции РФ, права ребенка регулируются и охраняются другими законодательными актами. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка" № 124 от 3 июня 1998 года представляет собой правовой акт, определяющий круг основных прав, свобод и обязанностей ребенка во всех сферах общественной жизни. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка, путем создания правовых и социально-экономических условий для их реализации. В этом законе специально выделяется особая категория детей, нуждающихся в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами, детьми-жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении, а также те дети, чья жизнедеятельность оказалась нарушенной в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи.

На сегодняшний день действует много распоряжений, постановлений и других законодательных нормативных документов федеральных, окружных и местных органов власти, которые закрепляют права ребенка на здоровое питание. Так, детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения, организация питания производится в соответствии с санитарными правилами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». В данном нормативном документе отражены следующие требования:

  • к оборудованию пищеблока, инвентарю, посуде;
  • к перевозке и приему пищевых продуктов в дошкольные образовательные организации;
  • требования к санитарному содержанию помещений дошкольных образовательных организаций;
  • к условиям хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий;
  • к составлению меню для организации питания детей разного возраста;
  • к прохождению медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала пищеблоков,

а также нормативно-техническая документация (журналы), которые должны систематически вестись на пищеблоках дошкольных образовательных учреждений, с целью контроля качества предоставляемого питания воспитанникам.

В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 питание воспитанников производится по нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей по возрастным группам. Детям от 1 года до 2-х лет пищевая энергия составляет 1200 ккал, детям от 2-х лет до 3-х лет 1400 ккал, от 3-х лет до 7 лет 1800 ккал. Для детей с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, пищевая аллергия и др.) и для часто болеющих детей питание производится в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания в соответствии с патологией на основе соответствующих норм питания и меню. Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей, родителей информируют об ассортименте питания, вывешивая текущее меню с указанием рекомендаций по питанию дома на ужин.

Организация питания в образовательных учреждениях регламентируется санитарными правилами СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В данном нормативном документе отражены все требования к организации здорового питания в образовательных учреждениях и необходимая нормативно-техническая документация для обеспечения безопасного питания обучающихся.

 СанПиН 2.4.5.2409-08 устанавливает питание обучающимся, по двум возрастным категориям с 7 до 11 лет и с 12 до 18 лет. Потребность обучающихся образовательных учреждений в пищевой энергии по возрастным категориям в сутки составляет 2350 ккал и 2713 ккал соответственно.

С целью предоставления максимально правильного и здорового питания, образовательные учреждения обеспечивают индивидуальный подход к вопросам организации питания для детей, которые в таком подходе нуждаются. В общеобразовательных учреждениях организована выдача продуктовых наборов обучающимся, относящимся к льготной категории по Решению Ноябрьской городской Думы от 02.10.2012 № 475-Д «Об утверждении категорий обучающихся, имеющих право на бесплатное питание в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории муниципального образования город Ноябрьск», находящимся на индивидуальном или дистанционном обучении в домашних условиях и детям, не имеющим возможности по состоянию здоровья питаться в школьной столовой.

Обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируют «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (СанПиН 2.4.3259-15). Настоящие санитарные правила, в том числе устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания детей данной категории. Питание детей-сирот дошкольного возраста соответствует требованиям, установленным санитарными правилами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Питание детей-сирот школьного возраста соответствует требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях профессионального образования СанПиН 2.4.5.2049-08 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Для детей с хроническими заболеваниями питание должно быть организовано в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания детей с соответствующей патологией на основе соответствующих норм питания. Как мы видим, государственные структуры различных уровней власти участвуют в обеспечении прав ребенка на здоровое питание.

В последние годы государством принят ряд нормативно-правовых документов и социальных программ, непосредственно направленных на совершенствование охраны жизни, здоровья и развития детей. Например, государственная программа  ЯНАО «Развитие образования на 2014-2020годы» (подпрограмма «Совершенствование организации питания общеобразовательных организациях ЯНАО)», муниципальная  Программа муниципального образования  г. Ноябрьск «Развитие образования на территории муниципального образования г. Ноябрьск на 2014-2025 годы»  (подпрограмма №3 «Модернизация школьного питания в общеобразовательных учреждениях»).

Заметно активизировалась законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации, где разрабатываются и принимаются в пределах их компетенции законодательные акты и региональные программы, направленные на улучшение социально-экономической ситуации и оптимизацию подходов экологического оздоровления региона; повышение уровня жизни семей, имеющих детей; совершенствование мер по организации оздоровления, образования, отдыха и занятости детского населения и усилению социально-правовой защиты детей.

Контроль, за соблюдением описанных и иных прав ребенка, конечно, в первую очередь возлагается на родителей, воспитателей и педагогов.  Любое дошкольное образовательное учреждение и общеобразовательное учреждение должно отвечать установленным стандартам в плане качества. Педагоги и воспитатели в нем должны быть профессиональными. А программы детского развития должны составляться таким образом, чтобы не ущемлялись права детей на здоровое развитие. При этом следует помнить, что одной из важных составляющих здорового  развития – правильное здоровое питание ребенка.

 

 

 

Разработано сектором по организации детского питания МКУ ЦОМУСО

сентябрь 2015 года.