Педагоги дошкольных учреждений обсудили психологические аспекты воспитания детей

20.11.2012 г. в рамках организационно-методической деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии департамента образования Администрации города Ноябрьска состоялась панельная дискуссия «Психологические и (или) психические  отклонения в поведении детей и подростков.

 

    Методы коррекции поведения в условиях МОУ», на которой педагоги и специалисты  МДОУ «Синеглазка», «Золотая рыбка», «Надежда», «Колокольчик», «Золушка»  рассмотрели такие  нарушения поведения у детей дошкольного возраста, как тревожность, агрессивное поведение, синдром дефицита внимания и гиперактивность, нарушение уравновешенного поведения у детей раннего возраста, а также методы и приемы коррекции поведения у детей дошкольного возраста.

Родители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений, отметили педагоги-психологи,  часто жалуются на упрямство, агрессию, пугливость, тревожность, необычные страхи, отсутствие контактов с другими детьми. Проблемы формируются обычно в отрицательной форме: ребенок не хочет, не слушает, не понимает, не может, не говорит, не смотрит, не играет и т.д.  Согласно определению, «нарушения поведения – это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм». Группа детей с нарушением поведения очень многообразна. При­чём есть различие в причинах, динамике изменений и различия в психолого-педагогических характеристиках детей. Педагогам и специалистам важно разобраться, в каких случаях ребенок действительно не хочет, а в каких – просто не может.

У  детей дошкольного возраста могут отмечаться как характерологические реакции (непатологические нарушения поведения), т.е. преходящее ситуационно обусловленное изменение поведение ребёнка, которое проявля­ется преимущественно в определённой среде (микросреде), имеет чёткую психологическую направленность, не ведёт к на­рушению социальной адаптации в целом и не сопровождается расстройствами соматических функций, так и патологические реакции, которые  чаще развиваются из  характерологических (непатологических) и проявляются преимущественно в разно­образных отклонениях поведения ребёнка, ведут к нарушению социально-психологической адаптации и, как правило, сопрово­ждаются невротическими соматовегетативными расстройствами: колебаниями на­строения, раздражительностью, аффективной возбудимостью, истощаемостью соматовегетативных расстройств. Важная роль в развитии патологических реакций принадлежит разнообразным отрицательным ситуационным факторам, преимущественно длительно действующим - конфликтным внутрисе­мейным отношениям, неправильному воспитательному подходу, эмоциональной депривации, непедагогичным действиям педа­гогов. Признака­ми перехода характерологической реакции в патологическую является выход изменённого поведения ребёнка за рамки той микросреды и той ситуации, в которых реакция первоначально возникла, утрата частью проявлений психологически понятного, непосредственно реактивного характера, а также постепенное присоединение неврологического компонента.

В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения  психологических причин нарушений поведения детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции.

С особенностями поведения тревожных детей познакомила присутствующих Ивахова С.В., педагог-психолог МАДОУ «Синеглазка», которая подчеркнула, что тревожность - это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают». До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителей передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением.  Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми.

  Семенова Н.Ю., педагог-психолог МАДОУ ЦРР «Надежда», подчеркнула, что каждому знакомо состояние тревожности, каждый испытывал трудности со сном, каждый переживал периоды подавленного настроения. Многие знакомы с такими явлениями как детские страхи. Все перечисленные состояния встречаются и в норме, и в патологии. Однако в норме они появляются эпизодически, ненадолго и, в общем-то, не мешают жить. Если же состояние затянулось (формальным критерием является срок свыше 2-х недель), если оно стало нарушать работоспособность или просто мешает вести обычный образ жизни, лучше посоветоваться с врачом, чтобы не пропустить начало заболевания, возможно, тяжелого, которое не обязательно начинается с грубых психических расстройств.

Петрушина С.А., педагог-психолог МБДОУ ЦРР Д/С «Золотая рыбка»,  предложила воспитателям  дошкольных образовательных учреждений анкету, с помощью которой можно выявить тревожных детей, а также дала  рекомендации, как помочь тревожному ребенку. Светлана Анатольевна обратила внимание на то, что работу с тревожными детьми  надо проводить в трех направлениях:

  1. Повышение самооценки.
  2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. Снятие мышечного напряжения.

Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу по повышению самооценки у ребенка: обращаться к нему по имени, хвалить даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей, при этом похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь; желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть  на себя «глазами других детей».

Педагог-психолог акцентировала внимание воспитателей ДОУ на том, что необходимо проводить работу по обучению детей умению управлять своим поведением: категорически недопустимо сравнивать тревожных детей с кем-либо; желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета; если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять их и торопить. Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и какой-то мере успокоит ребенка. Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры и подвижные игры. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни. Для снятия мышечного напряжения желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и т.д. Еще один способ снятия излишней тревожности – раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно устроить импровизированный маскарад, шоу. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. Необходимо стараться делать ребенку как можно меньше замечаний, использовать наказание лишь в крайних случаях, не унижая ребенка.

Леонова Е.А., педагог-психолог МДОУ «Золушка»,познакомила с особенностями такого нарушения поведения у детей, как агрессивность.Агрессивный ребенок, очень часто становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. «Почему ребенок становится агрессивным?» - часто задают вопрос взрослые. Агрессивное поведение обуслов­лено целым рядом факторов — культурных, семейных,    индивидуальных. Агрессивные действия наблюдаются уже у маленьких детей, и по мере взросления детей можно отметить устойчивость выраженности аг­рессивности, т. е. агрессивный ребенок, скореевсего, вырастет агрессивным взрослым. Это по­зволяет предположить, что уровень агрессивно­сти представляет собой врожденную характе­ристику человека, которая, имея под собой бла­годатную социальную почву, становится устойчивой личностной чертой. Чем старше ребенок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоци­ональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребенка, прин­ципы воспитания. Практика показывают, что социальная среда больше воздействует на фор­мирование агрессивности ребенка, чем врож­денная предрасположенность (возбудимость нервной системы). Данное утверждение под­тверждает следующий факт. Последние иссле­дования в области изучения агрессивности че­ловека показали, что на формирование данной черты влияют 4 момента: негативизм матери (ее отчужденность от ре­бенка, постоянная критика, равнодушие); терпимость матери к проявлению агрессив­ности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е. поощрение такого поведения); суровость дисциплинарных воздействий (фи­зическое наказание, унижение, игнориро­вание); индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость и вспыльчивость). Лишь 1/4  от перечисленного относится к врожденным особенностям, а 3/4 — к социаль­ному окружению ребенка, в котором основная роль отводиться матери.

  Петрушина С.А.  рассказала педагогам о том,  что  работа с агрессивными детьми должна проводиться следующих направлениях:

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Светлана Анатольевна предложила ряд приемов,  которые могут помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу – беспрепятственно провести занятие. Это, так называемый, «Мешочек для криков» («Стаканчик для криков», «Волшебная труба» и т.д.), спортивные соревнования по бегу, прыжкам,метанию мячей; легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального мышечного напряжения,если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях; в группе детского сада желательно иметь примерно такой арсенал игрушек: резиновые молотки, игрушечное оружие; замечательно помогают снять физическое напряжение ребенка игры с песком, водой, глиной.

  Светлана Анатольевна отметила, что гнев не обязательно приводит к агрессии, но чем чаще ребенок или взрослый испытывает чувство гнева, тем выше вероятность проявления различных форм агрессивного поведения. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний Петрушина С.А. предложила использовать разрезные шаблоны, большие плакаты с изображением различных эмоциональных состояний; рисование: детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т.д. Светлана Анатольевна подчеркнула, что обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если оно станет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени. Кроме того, очень важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии, т.к. агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессору», тем, кто находится с ним рядом. А как следствие – научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

С особенностями поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью,познакомила присутствующих Цветнух Е.Ю., педагог-психолог МБДОУ «Колокольчик»,  которая разграничила их от просто активных детей.

Так активный ребенок большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать; быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов; для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение; он активный не везде, к примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей; он неагрессивный.

Гиперактивный же ребенокнаходится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит; быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них; его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно, ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения, и в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно; часто провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Причинами возникновения гиперактивности могут быть: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т.д. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, наличие которой определяет врач – невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначает лечение.

Одним из важных условий воспитания гиперактивного ребенка, подчеркнула Петрушина С.А., является выработка единой стратегии воспитания ребенка между педагогами и родителями. В качестве основных методов воспитания ребенка с СДВГ, подчеркнул  педагог-психолог, должны быть:

-               поддержка и вознаграждение, так какдисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка не действуют, дети к ним не восприимчивы; физические наказания и отрицательные стимулы вызывают обратную реакцию и лишь усугубляют проблемы;

-               ровный, позитивный эмоциональный фон общения с ребенком, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач;

-               недопустима тактика вседозволенности, так как такие дети очень быстро становятся манипуляторами;

-               должны даваться инструкции, содержащие не более 10-ти слов, нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т.п.), так как ребенок просто их не запомнит; лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего и обязателен контроль качества выполнения поставленной задачи;

-               система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности ребенка), совместно с ребенком должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета;

-               давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его; лучше сказать «можно бегать на улице», чем «прекрати беготню!», но еще более эффективно - включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло;

-               чтобы ребенок смог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях;

-               гиперактивных детей необходимо приучить к режиму, к четкому распорядку дня, не желательно изменять его даже в исключительных ситуациях.

Светлана Анатольевна также предложила ряд игр, разработанных психологами специально для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, которые  подходят и для занятий дома, и для занятий в детском саду.

В заключение,  Шестакова И.В., руководитель ТПМПК, сделала вывод, что органическое поражение коры головного мозга во внутри­утробный, родовой периоды, а также первые три года жизни, длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребёнка могут привести к необрати­мой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Биологические предпосылки в виде темперамента, опре­деляющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность формируется именно под влиянием социальных условий. В детском возрасте основ­ным социальным фактором, формирующим личность ребёнка, является его воспитание и обучение. Неблагоприятная микросо­циальная среда, неправильный тип воспитания в семье и многие другие социальные и психологические предпосылки служат отя­гощающим фактором в эмоциональном развитии   дошкольни­ков. Ввиду незрелости личности ребёнка в це­лом и нарушений эмоционально-волевой сферы, его повышен­ной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время могут привести к нарушениям поведения, а впоследствии к стойкому изменению личности. И поэтому становится понятной острая необходимость подробного изучения категории детей с нарушением поведения, механизмов патологического развития лич­ности и выработка способа профилактики и коррекции эмоцио­нальных нарушений, коррекция непатологических нарушений поведения, а также способов предотвращения развития патоло­гических форм отклонений поведения в дошкольном возрасте, особенно у детей группы риска.