Итоги муниципального рейтинга общеобразовательных учреждений города Ноябрьска

Рейтинг – одна из процедур независимой оценки качества работы образовательного учреждения в существующей муниципальной модели. Оценка деятельности образовательных учреждений определяется на основе итогов анализа документов, социологических опросов и экспертных оценок. Рейтинг рассматривается как форма представления сравнительной оценки, способствующая привлечению или изменению общественного мнения и обеспечивающая системный анализ и управление по результатам, задание приоритетов и перспектив развития общеобразовательных учреждений и системы в целом.

Количество критериев, показателей и индикаторов определено принципами необходимости и достаточности. Выработанный набор критериев отражает все основные значимые для потребителя характеристики качества деятельности образовательных учреждений: кадровый потенциал; обеспеченность условий обучения, эффективность использования ресурсов; качество подготовки обучающихся; доступность качественного образования, контингент обучающихся; социальное партнерство; здоровьесбережение.

Для формирования банка информации в качестве индикаторов использовались данные статистической отчетности.

В соответствии с приказом от 15.02.2017 г. № 119 «О проведении оценочной процедуры «Рейтинг общеобразовательных учреждений муниципального образования город Ноябрьск» по итогам 2016 года» для проведения процедуры была определена рейтинговая комиссия, в состав которой были включены представители общественности, что обеспечило большую объективность независимой оценочной процедуры.

Сравнение ранговых позиций общеобразовательных учреждений показывает, что по блоку «Возможности» наилучшие показатели у Гимназии №1, СОШ №8, №12, №14, №5, которые занимают соответственно позиции с первой по пятую.

Анализ показателей, характеризующих «Результаты», позволяет выделить ряд общеобразовательных учреждений, у которых ранговые значения по качеству подготовки обучающихся, и доступности качественного образования, социального партнерства, здоровьесбережения наилучшие: Гимназия №1, СОШ №8, №3, №7, мкр. Вынгапуровский.

В сравнении с рейтингом прошлого учебного года улучшились ранговые позиции СОШ №2, №3, №5, №8, №14. Однако, изменение ранговых значений не всегда говорит о качественном изменении результатов и состоянии процессов – они могут быть сохранены или даже улучшены в абсолютных значениях. Ранжирование – это относительная оценка и рассматривать его надо как дополнительный информационный ресурс.

Анализируя данные мониторинга качества деятельности общеобразовательных учреждений, можно выделить высокий уровень отдельных показателей:

-          оснащение библиотеки в соответствии с современными требованиями – все общеобразовательные учреждения;

-          оснащённость учебных кабинетов – СОШ №5, №7, №8, №13, №14, Гимназия №1;

-          условия для проведения уроков физической культуры – СОШ №2, №3, №5, №10, №12, №14, мкр. Вынгапуровский.

Высокие показатели по качеству подготовки: доля выпускников 9 классов, получивших аттестат особого образца (внутренняя оценка) в 2016 году у Гимназии №1, СОШ №8 и №12; доля медалистов – в СОШ №12, мкр. Вынгапуровский, №2.

Показатели внешней оценки, отражающие качество подготовки по обязательным предметам в 9 классах (ОГЭ), высокие в Гимназии №1, СОШ №8 и №3 (по русскому языку) и в Гимназии №1, СОШ №8, мкр. Вынгапуровский (по математике); наивысшие показатели доли учащихся, получивших средний балл по обязательным предметам более 80, в СОШ №10, №7, Гимназии №1.

Эффективность реализации профильного обучения можно оценить по показателям: доля обучающихся, получивших средний балл более 80 по предметам по выбору, в том числе по предметам профильного или углубленного уровня, и доля выпускников, поступивших в учреждения профессионального образования по профилю. По этим показателям выделяются Гимназия №1, СОШ №7, № 10, №3, №8, №9, мкр. Вынгапуровский.

Проведённый анализ показателей, отражающих подготовку обучающихся по предметам естественнонаучной направленности: доля обучающихся сдававших ЕГЭ и результативность по предметам естественнонаучного цикла, доля учащихся, занимающихся в очно-заочных (дистанционных) школах. По этим показателям можно выделить Гимназию №1, СОШ №10, №8, №13, №12, №6. Высокий уровень гуманитарной подготовки выпускников подтверждается в Гимназии №1, СОШ №7, №3, №12, мкр. Вынгапуровский (доля выпускников, получивших средний балл ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла более 80 баллов).

Еще один показатель, отражающий доступность качественного образования, это результативность и эффективность участия в олимпиадах, включая всероссийскую олимпиаду школьников. По показателю результативности участия на муниципальном и региональном уровне в 2016 году лидируют Гимназия №1, СОШ №3, №8, №5, №13, №14.

Оценивая состояние деятельности общеобразовательных учреждений по социальному партнерству, можно сказать, что все учреждения представили публичные доклады, в том числе на сайтах в сети Интернет. Важным показателем считаем и такой, как обеспечение открытости и доступности информации на сайте ОУ (по итогам мониторинга), периодичность обновления сайта. По этому показателю все учреждения имеют одинаковый ранг. Еще один системный показатель социального партнерства – доля учащихся, привлеченных к социальной практике на предприятиях. Такой вид взаимодействия реализуется в СОШ №6, №7, Гимназии №1.

Регулярное проведение процедуры рейтинга общеобразовательных учреждений позволило привлечь внимание общественности к системе оценки качества образования, прежде всего, со стороны Управляющих советов общеобразовательных учреждений и Общественного совета при департаменте образования Администрации города Ноябрьска. Несомненно, такой продукт, как рейтинг, создает конкурентную среду в муниципальной образовательной системе. Кроме того, результаты данной оценочной процедуры позволяют определить перспективы путей развития, как отдельных образовательных организаций, так и муниципальной системы в целом.