Об итогах социологического исследования по теме «Формирование навыков здорового образа жизни и культуры питания ФГОС у участников образовательного процесса»

В соответствие с планом работы департамента образования Администрации города Ноябрьска на март 2016 года, во исполнение приказа департамента образования Администрации города Ноябрьска от 21.03.2016 № 315 «О реализации мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни и культуры питания ФГОС у участников образовательного процесса» и приказа МКУ ЦОМУСО от 21.03.2016 №24 «О реализации мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни и культуры питания ФГОС у участников образовательного процесса» было проведено социологическое исследование (далее-исследование) с 21 по 31 марта 2016 года, в котором приняли участие обучающиеся муниципальных общеобразовательных организаций (далее-МОУ) 2-11 классов в количестве 178 человек, из которых 77 респондентов 2-4 классов, 101 респондентов 5-11 классов. Настоящая работа посвящена исследованию, в ходе которого изучалась фактическая ситуация, сложившаяся в МОУ города Ноябрьска на дату обследования. Социологический опрос проведён по специальным формам персонального учёта данных – социологической анкете. На каждую категорию респондентов была составлена отдельная социологическая анкета. Анкеты составлены по смешенной форме, т.е. по каждому из вопросов анкеты, респонденту для выбора при ответе был предложен перечень вариантов ответов, а также открытый вариант ответа. Исследование предусматривало анонимную форму заполнения социологической анкеты.

Цель исследования: изучить формирование навыков здорового образа жизни и культуры питания ФГОС у участников образовательного процесса.

Результаты исследования среди обучающихся 2-4 классов показали, большинство респондентов – 69% отмечают, что питаются три раза в день. 18% респондентов ответили, что они питаются 4 раза в день. По 5% респондентов – 2 раза и 5 раз в день. И только 3 % опрошенных питаются 1 раз в день.

Соблюдают режим питания большинство респондентов: 90% опрошенных завтракают и 78% ужинают за 2 часа до сна. Отдают предпочтение кашам и молочным продуктам на завтрак 65% опрошенных. 40% респондентов употребляют молоко 2 раза в день, по 19 % 1 раз в день и 3 раза в день, 6 % учащихся не пьют молоко вообще. Ежедневно употребляют в пищу морковь 56 %, картофель 51%, капусту 39%. По употреблению фруктов лидируют яблоки 94%, апельсины 58%, мандарины 52%.

 97% респондентов считают, что они питаются полезными для здоровья продуктами. Большинство опрошенных 94% считают, что их рацион питания разнообразен. 96% опрошенных уверены, что правильное питание сохранит их здоровье.

Среди обучающихся 5-11 классов посещают школьную столовую один раз в день 32%. Несколько раз в день - 46%. Большинство респондентов 80% ответили, что их полностью устраивает качество готовых блюд, предлагаемых в школьной столовой. 77% детей считают ассортимент готовых блюд в школьной столовой разнообразным, а 9% опрошенных так не считают. 15% респондентов затруднились ответить на заданный вопрос.

В ходе исследования удалось выяснить предпочтения учащихся. Большинство респондентов 40%, как, оказалось, предпочитают выбирать из ассортимента готовой продукции в столовой или буфете мучное изделие (пирожок с начинкой, пицца, сосиска в тесте + напиток), 36% детей любят второе горячее блюдо (например, картофельное пюре и котлета). 20% обучающихся выбирают из ассортимента готовой продукции комплекс блюд (салат, 1 блюдо, 2 блюдо, напиток). На вопрос о том, какая форма питания нравится учащимся, оказалось, что предпочитаемая форма питания для большинства - путём свободного выбора через линию раздачи 72% и путём приобретения продукции в буфете 28%, а путём предварительного накрытия комплексного рациона предпочитают только 10% опрошенных.

71 % - основная часть респондентов полностью устраивает ассортимент и качество буфетной продукции. 9% ответили, что ассортимент буфетной продукции их не устраивает. А 20% затруднились ответить на этот вопрос.

Выяснилось, что большинству респондентов 95% родители дают деньги на питание в школьной столовой. И только 5% опрошенных денег на питание от родителей не получают.

Родительских средств, выдаваемых на питание достаточно 33% детей на второе горячее блюдо, 28% на мучное изделие, 39% на комплексный рацион.

На вопрос о том, успевают ли учащиеся принять пищу во время перемены, оказалось, что основная масса респондентов 90% успевает. 10% детей, кто не успевает принять пищу во время перемены, была названа основная причина - слишком маленькие перемены, и поэтому недостаточно времени на приём пищи.

Также в ходе исследования выяснилось, что бы хотели респонденты изменить в организации питания в школе. На заданный открытый вопрос были получены следующие ответы: большинство респондентов 78% считают, что в организации питания ничего не стоит менять, их всё устраивает, 7% хотят разнообразить меню, 6% повысить качество пищи, 5% снизить цены, 2% установить в столовой кулер с водой, 1% увеличить время для приёма пищи.

Зав. сектором по организации детского питания МКУ ЦОМУСО Е.Ю. Безлепкина