У природы нет плохой погоды… Прогулки в любую погоду

У природы нет плохой погоды… Прогулки в любую погоду

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение. Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако, не все знают о значении прогулки для детей.

 

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.

Прогулка способствует умственному воспитанию ребенка. Гуляя на участке или на улице, дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения. Наблюдая за окружающим миром, они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают зависимость. Игры на свежем воздухе - это способ активизации образа жизни ребенка и прекрасная возможность поддержания эмоционального контакта между родителями и детьми. Время, совместно проведенное в парке, принесет пользу физическому здоровью ребенка и укрепит в нем веру в родителей.

Прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Контакт ребенка с разными факторами окружающей среды (дождь, ветер, мороз, жара) закаляет. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникала простуда при первом же ветре и прочем.

Длительность прогулок в разные сезоны различна, но даже в холодную и ненастную погоду они не должны быть отменены. Желательно гулять с ребенком не реже двух раз в день, продолжительностью 4 часа. Большинству из родителей кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. Чтобы прогулка приносила только радость, необходимо одевать ребенка по погоде. Дети на прогулке много двигаются, поэтому одежду необходимо подбирать так, чтобы создать состояние теплового равновесия. Одежда должна быть из легких натуральных тканей, хорошо впитывающих и легко отдающих влагу. Выбирая детскую одежду, нужно ориентироваться на то, чтобы ребенок на прогулке не был стеснен в движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать. Ещё надо запомнить правило: голова и ноги ребёнка должны находиться всегда в тепле, тогда и шансов простудиться, практически нет.

Обувь. Она не должна быть тесной, должна быть возможность шевеления пальцев ноги. Поэтому размер обуви определяется так: длина стопы ребёнка плюс 1-1,2 см. Внутри обуви должна быть подкладка и стелька из натурального меха, либо войлок. Лучше если стелька может выниматься, тогда после прогулки достаточно просушить её перед следующей прогулкой.

В сильные морозы лучшая обувь – валенки. Если ещё одеть на ноги ребёнка шерстяной носок, то можно не бояться, что они замёрзнут.

В дождливую погоду нужно использовать резиновые сапоги с чулками-вкладышами (которые обязательно могли бы выниматься для просушки) и толстой войлочной стелькой, а также должны быть свободны, как и другая обувь. Тогда ноги в резиновых сапогах не замёрзнут и можно шлёпать по лужам, не боясь промокнуть.

Те же правила для головных уборов. Голова не должна потеть, перегреваться, поэтому подкладка у шапки должна быть из натуральных тканей (лучше хлопчатобумажных). Шапка должна закрывать лоб, но не налезать на глаза, закрывать уши, но давать возможность свободно «крутить» головой.

Есть у прогулки еще один положительный момент. Правильно организованная прогулка обеспечит хороший отдых и создаст положительные эмоции, что прямо влияет на развитие ребенка.

Попробуйте разнообразить ежедневную прогулку с ребенком развивающими играми и знакомством с окружающим миром.

Желательно взять с собой на прогулку игрушки – песочный набор, мяч, мыльные пузыри, мелки, лупу и тому подобное. Вот несколько игр, которые вы можете взять за основу, чтобы придумать новые, которые, понравятся вашему ребенку. Они не требуют особого инвентаря и подобраны так, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание, мышление, глазомер, ловкость и другое.

Исследуем окрестности

Выходить за пределы детской площадки очень полезно. Сколько новых впечатлений и эмоций ждет малыша!

Пусть он сам выбирает дорогу, куда идти. А вы следуете за ним, несете игрушки, предупреждаете об опасностях и обращаете внимание ребенка на интересные природные явления (распустились первые листья, на небе облако в виде корабля, воробьи купаются в луже, муравьи тащат соломинку). Не забывайте называть предметы, описывать их свойства и пояснять, что с ними можно делать.

Можете внести в наблюдение элементы обучения. Например, выберите какой-нибудь объект (дом, дерево, припаркованный автомобиль), и сосчитайте, сколько до него шагов. Затем выберите что-нибудь другое. Сравните, насколько отличайся расстояние до обоих объектов. Попробуйте вместе с ребенком прикинуть на глаз, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то объекту (например, к своему дому).

 

Рисунки на земле в любое время года

Рисовать можно мелками на асфальте или палочкой на земле.

Можно написать буквы, цифры, короткие слова, нарисовать геометрические фигуры.

Нарисуйте вместе с малышом веселые и грустные рожицы. Пусть он скажет, какие эмоции они изображают.

Начертите на асфальте две параллельные линии (дорожку), по которой ребенок должен пройти, не заступив за край, или провезти машинку. Дорожка может быть прямой или извилистой.

А теперь скажите ребенку, что дорожка превратилась в ручеек, через который надо перепрыгнуть туда и обратно.

Возможно, вашему малышу понравится рисовать водой? Возьмите с собой на прогулку бутылку с водой, ведерко и малярную кисть. Вы увидите, с каким удовольствием он будет выводить на асфальте незатейливые рисунки, и удивляться, как они исчезают на солнце.

А зимой можно рисовать на снегу. Для этого возьмите несколько пластиковых бутылок, в крышке сделайте маленькое отверстие, налейте в бутылки подкрашенную воду. Теперь из этих бутылок можно поливать снег, получатся разноцветные пятна, которые, смешиваясь друг с другом, дадут новые цвета. Лучше рисовать на утоптанном снегу, а не на рыхлом.

Из  разноцветного снега можно лепить разноцветных снеговиков.

 

Снежные скульптуры

Если вы решили в зимний день вылепить снеговика, не забудьте взять с собой бутылку воды. Это отличный «клей», с помощью которого вы можете соединять между собой фрагменты будущей «скульптуры».

Покажите ребенку, как с помощью обычных формочек можно делать из снега такие же куличики, как из песка. А потом скрепите их с помощью «клея» (воды).

 

Снежные мишени

Сделайте из снега мишени (куличики). Покажите малышу, как лепить снежки и бросать их по мишеням.

Классики

Можно нарисовать обычные классики (в виде таблицы), или в виде окружностей, хаотически расположенных на расстоянии друг от друга (но не очень далеко). В каждой окружности впишите цифры от 0 до 9. Пусть ребенок прыгает из круга в круг, выбранный вами. Или по порядку возрастания цифр или убывания.

Можно задавать простые арифметические примеры. Например, «Сколько будет 1+1?», ребенок должен прыгнуть в круг с цифрой «2».

 

Догонялки «След в след»

Эта веселая подвижная игра подойдет для свежевыпавшего снега. Дети обожают оставлять свои следы на снегу. Предложите ребенку поиграть в догонялки по следам.

Сначала взрослый убегает по снегу, оставляя на нем свои следы. Ребенок догоняет, стараясь наступать след в след. Расстояние между следами следует варьировать согласно возрасту ребенка, от маленьких детей не стоит убегать слишком быстро и далеко.

 

Веселая физкультура

Делать физические упражнения на свежем воздухе полезно, но очень скучно. Разнообразьте их игрой.

Например: «Тянемся вверх до самого солнца (потягивания), собираем лучи и кладем на траву (наклоны). Берем лучик справа и кладем у левой ноги, берем лучик слева и кладем у правой ноги (наклоны со скручиванием). Садимся на траву и собираем лучики вокруг себя (повороты туловища вправо и влево). Лучики собрали, остались облака! Прыгаем верх высоко-высоко и хватаем их (прыжки с приседаниями)». И так далее.

Пусть ребенок представит себя каким-нибудь животным. Например, попрыгает, как зайчик, быстро побегает, как олень, медленно походит, как черепаха.

 

Лужа

Предложите малышу не только ходить по лужам, но и бросать в лужу камешки, палочки, листья и другие предметы, какие вы сможете найти вокруг. Какие предметы поднимают фонтан из брызг, какие тонут, а какие остаются плавать на поверхности? Обратите внимание ребенка на волны, кольцами расходящиеся от упавшего предмета.

 

Меткий бросок

Выройте в земле ямку, и на некотором расстоянии от нее начертите черту, от которой вы будете бросать в яму камешки. У кого из вас будет больше попаданий? Постепенно отодвигайте черту подальше от ямы.

А можно поиграть в настоящий гольф. Сделайте на пути к ямке канавки и валы из песка. Попробуйте закатывать в ямки небольшой мячик (руками или с помощью палки).

 

Игры с мячом

Конечно, можно поиграть в футбол, или просто бросать друг другу мяч. Но еще лучше вспомнить свое детство. Так, во что мы играли?

  • Игра со стеной. Нужно бросить мяч о стену и поймать его. Далее постепенно усложнять упражнение. Бросить мяч о стену, хлопнуть в ладоши, поймать. Бросить, подождать, когда он ударится о землю, хлопнуть в ладоши 2 раза, поймать.
  • То же самое, но подбрасывать мяч вверх.
  • Катить мяч друг другу, так чтобы он прокатился слева или справа, или между ног, или перепрыгнуть через мяч.

Наверняка, вы вспомните еще с десяток игр.

 

Игры в песочнице

Сооружение куличиков из песка можно разнообразить созданием «клумб» (втыкать в куличики травинки и цветы).

Если песок не лепится, полейте его водой из бутылки.

Можно сделать «секреты» – выложить из цветов и фантиков красивый узор, накрыть его стеклышком и присыпать по краям песком.

 

Букеты

Летом — из цветов и трав, а осенью — из опавших листьев можно собирать букеты. Ваша задача рассказать ребенку о растениях, которые попали в букет.

Покажите ему, как красиво оформить композицию, как подобрать растения по размеру, форме и цвету.

Соберите коллекцию природных материалов (веточки, листья, шишки, камешки), они пригодятся для домашних поделок.

Кроме того, вы можете их зарыть, как клад, а на следующей прогулке попробовать найти.

 

Клад

Скажите малышу, что сегодня на прогулке вы будете искать клад.

Давайте ему команду «Прямо, вправо, влево, повернись, наклонись», чтобы направить его к тому месту, где вы предусмотрительно спрятали для него сюрприз (какой, придумайте сами). Дети обожают эту игру.

Для детей постарше можно начертить на земле простой план местности и обозначить крестиком место, где спрятаны сокровища (или дать заранее нарисованную на бумаге карту сокровищ).

 

Животные

Возьмите с собой на прогулку корм для животных (голубей, белок).

Понаблюдайте вместе с ребенком за животными. Расскажите ему о том, что они едят, где живут.

 

Пикник на снегу

Все дети обожают пикники на свежем воздухе. Кто мешает устроить такой пикник зимой? Возьмите на прогулку термос с чаем, бублики и баранки, сладости. Когда увидите, что ребенок устал, то устройте перерыв. Хорошо, если у вас будут с собой припасены «сидушки», бумажные салфетки и одноразовые стаканчики для чая. Тогда вы сможете устроиться с комфортом на скамейке в парке.

 

По дороге домой

По дороге домой попытайтесь вместе с ребенком вспомнить, что вы делали на прогулке, спланируйте следующую прогулку. Так дорога покажется короче.

Поощряйте совместные игры с другими детьми. Не вмешивайтесь в детские игры, если в этом нет необходимости.

 

Для укрепления иммунитета надо взять за правило: «На свежий воздух – при любой погоде!». Чтобы защитные клетки постоянно работали, им нужны внешние раздражители, к которым относится свет и тепло, а также холод и влажность. Поэтому прогулки на свежем воздухе в любую погоду, даже при мелком дожде и дожде со снегом очень полезны для здоровья, и особенно для детей. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовольствия!

 

Денисова Елена Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Колокольчик»