«Введение ФГОС: первые итоги». По такой теме в Ноябрьске прошли I педагогические чтения в форме научно-практической конференции

(фото) Нацеливают ли новые стандарты систему образования на формирование универсальных учебных действий? Как должен измениться урок в новых условиях? Как должен измениться учитель для того, чтобы осуществить все эти преобразования? Какова первая практика введения ФГОС? Вокруг этих и других вопросов строился диалог на панельной дискуссии «Всякая проблема - вызов, а не катастрофа» и 5 рабочих площадках между участниками конференции: учёными из Санкт-Петербурга, Омска, ноябрьскими педагогами, обучающимися старших классов.

 

Организатором конференции выступил департамент образования муниципального образования город Ноябрьск в сотрудничестве с научными работниками педагогических вузов России. Это заместитель директора по научной работе Института педагогического образования и образования взрослых РАО, доктор педагогических наук Крылова Ольга Николаевна (г. Санкт - Петербург), заместитель декана Омского государственного педагогического университета, доцент, кандидат педагогических наук Рабочих Татьяна Борисовна.

   Всего в работе конференции приняли участие170 человек: педагогические и руководящие работники города, заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители городских профессиональных объединений, учителя начальных классов, учителя-предметники 5-х классов, молодые специалисты, обучающиеся старших классов.

   В качестве основных задач конференции определены:

ü  обеспечение научно-методического сопровождения инновационных процессов развития муниципальной системы образования;

ü  содействия развитию   профессионализма педагогических и   руководящих     работников в условиях реализации ФГОС;

ü  обсуждение актуальных вопросов   теории и методики преподавания в условиях новой    парадигмы образования;

ü  изучение, выявление и распространение инновационных подходов к обучению;

ü  предъявление инновационного опыта работы общеобразовательных учреждений.

  

Перед началом конференции Надежда Николаевна Гудкова вручила учителю физики МБОУ СОШ №10 Игорю Викторовичу Ткачуку Диплом победителя всероссийского конкурса учителей на получение премии Президента в рамках национального проекта «Образование».

 

С приветственными словами к участникам обратились начальник департамента образования Надежда Николаевна Гудкова, Ольга Николаевна Крылова, Татьяна Борисовна Рабочих. Они сделали акцент на важности профессионального общения педагогов, полезности проводимой встречи с практической точки зрения. При этом, как отметила О.Н. Крылова, конференция имеет научно-практический статус – именно наука помогает принимать опережающее решение.

В рамках пленарной части конференции под руководством О.Н. Крыловой проведена панельная дискуссия «Всякая проблема - вызов, а не катастрофа» с участием представителей администрации школ, педагогов, обучающихся старших классов. В рамках дискуссии участники представляли свою точку зрения на вопросы:

1. Какие плюсы (или минусы) видите в том, что новый стандарт нацеливает систему образования на формирование системы универсальных компетентностей (учебных действий)?

2.  В связи с необходимостью формирования уже обозначенных универсальных компетенций (учебных действий), как должен измениться урок в условиях внедрения ФОС? Каким он должен стать?

3.  Какие условия (среда в школе, учебники, формы работы, и т.п.) нужны для того, чтобы внедрение ФГОС шло на качественно ином уровне?

4.  Как должен измениться учитель для того, чтобы осуществить все эти преобразования?

     Педагоги выразили мнение, что идеология новых стандартов – личностный рост каждого ребёнка. Это комплексное изменение содержания образования, инструментария, технологий, сознания самого учителя. Урок – как главная учебная единица - должен быть развивающим, вызывающим интерес к познанию, побуждающим мотивацию детей на самостоятельный поиск необходимой информации. За короткий период перестроиться непросто, но курс на обновление определён, движение есть. Школьники подчеркнули значимость для них внешкольной деятельности, практикоориентированных занятий. В учителе они ценят профессионализм, желание и умение ориентироваться в информационных технологиях. Также они считают, что в новых условиях и родители должны более активно сотрудничать со школой.

Практическая часть конференции проходила на 5 рабочих площадках, на которых педагоги ноябрьских школ под руководством учёных представляли опыт своей работы.

На первой площадке рассматривалась тема «Рабочая программа учителя как инструмент проектирования целей, содержания и основных результатов обучения в условиях ФГОС», с которой выступила перед педагогами О.Н.Крылова.

Также она представила педагогам сборник «Навигатор для учителя на пути внедрения ФГОС нового поколения. Разработка и экспертиза рабочей программы педагога».

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 Князева Ольга Леонидовна продемонстрировала коллегам профессионально-общественную экспертизу рабочей программы учителя на примере рабочей программы по русскому языку для 2 класса.

   Площадка №2 работала по теме «Как и что оценивать в условиях реализации ФГОС» Основные вопросы, вокруг которых шло обсуждение - это метапредметный подход при формировании УУД, оценка метапредметных и личностных результатов учащихся.

Наработанный опыт о реализация метапредметного подхода при формировании универсальных учебных действий школьников представила школа №7 в лице заместителья директора Гундаревой Ольги Викторовны, учителя начальных классов Рудниченко Ольги Владимировны.

Также они продемонстрировали коллегам сборник «Навигатор для учителя на пути внедрения ФГОС нового поколения. Диагностика метапредметных и личностых результатов» и провели практическое занятие «Проектирование диагностической работы по оценке уровня сформированности познавательных УУД». Площадка работала под руководством Рабочих Татьяны Борисовны.

     На площадке №3 рассматривалась тема «Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС». Педагоги школы микрорайона Вынгапуровский Вербицкая Надежда Викторовна и Каримова Наталья Васильевна провели с коллегами мастер-класс по теме «Русская изба», показав на практике технологию реализации деятельностного подхода к обучению. Также представлен сборник «Навигатор для учителя на пути внедрения ФГОС нового поколения: Особенности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на ступени основного образования».

     На площадке №4 обсуждались особенности проектирования современного урока, требования к организации современного урока: традиции и новации, планирование, проектирование и сценирование урока, технологическая карта урока: структура и содержание в условиях введения ФГОС, анализ и самоанализ урока в аспекте выполнения требований стандарта второго поколения. Площадка работала под руководством О.Н. Крыловой. Мастер – классы показали заместители директора гимназии №1 Жилина Людмила Владимировна, Маслова Татьяна Владимировна, Головачева Оксана Владимировна.

     Рабочая площадка №5 под руководством О.Н. Крыловой была посвящена вопросам внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС как ресурса развития и воспитания личности школьника с позиции требований нового стандарта. Учитель начальных классов гимназии №1 Гергель Елена Алексеевна продемонстрировала коллегам рабочие программы (авторские разработки учителей гимназии №1) по внеурочной деятельности, сборник «Навигатор для учителя на пути внедрения ФГОС нового поколения. Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся. 1 класс». Педагог школы №2 Царяпина Татьяна Николаевна провела мастер –класс по изучению истории и культуры родного города на основе музейной педагогики.

   На всех рабочих площадках была развёрнута по-настоящему творческая, исследовательская работа, завершала которую рефлексия участников под руководством учёных.

   Итоги работы конференции подводились «За круглым столом». Участники отметили практическую направленность представленного опыта на научных принципах, технологичность использования методических наработок коллег. Внесены предложения более широко обобщить наработанный опыт по вопросам реализации ФГОС, создать банк рабочих программ по всем формам деятельности в рамках новых стандартов, разработать технологическую карту проекта, создать рабочую группу по разработке критериальной базы по оцениванию результатов образовательной деятельности и другие.

     Подводя итоги встречи педагогов, начальник департамента образования Н.Н.Гудкова выразила надежду, что научно-практическая конференция станет реальным шагом к профессиональному совершенствованию учителей в условиях введения новых стандартов, а также станет доброй традицией профессионального общения педагогов, где на синтезе науки и практики можно получить бесценный опыт. Научный руководитель конференции О.Н.Крылова сделала вывод, что при реализации ФГОС основной технологией является проектно-исследовательская деятельность. Также она подчеркнула, что уже сегодня надо думать о дальнейшем движении. Медлить нельзя. Направления, на которые необходимо ориентироваться – это индивидуальные образовательные маршруты, расширение границ урока на основе его объединения с внеурочной деятельностью. «Наше образование называется общим. Как сделать так, чтобы дети получали действительно общее образование, а не только готовились к получению профессии? Это тоже вопрос» – заключила она.

В завершение конференции 32 педагогам, которые подготовили и провели мастер-классы, разработали методические материалы из опыта работы в рамках темы, вручены сертификаты за очное участие в работе конференции. Ещё 41 педагогу будут вручены сертификаты за заочное участие в практике реализации новых образовательных стандартов.

Участники конференции предложили проводить педагогические чтения не реже 1 раза в два года.